Ответственность «в соответствии с действующим законодательством» скрывает весьма острые подводные камни
Константин Панасюк, Владимир Гаркуша,
АФ «Киевская Аудиторская Служба»
 
 
Авторы отечественных нормативов традиционно используют в документах т. н. «отсылочные» нормы, которые не проясняют правила игры, а отсылают к иному документу. Это создает проблемы прежде всего тем, кто обязан руководствоваться новыми правилами и вынужден, зачастую с риском для бизнеса, самостоятельно толковать то или иное новшество. Но больше всего опасностей для директора фирмы таят нормы, касающиеся его персональной ответственности.
 
 
Руководители предприятий по роду своей деятельности сталкиваются с необходимостью перманентной работы с нормативными актами. И многие из них не раз обращали внимание на такую довольно распространенную в документах формулировку: «...предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины». Как правило, отсутствие конкретного вида и меры ответственности в тексте изучаемого документа приводит к тому, что руководитель воспринимает эту ответственность как нечто абстрактное и неопределенное, а значит - и неприменимое к нарушителю. Однако на деле не все так просто: за обтекаемой формулировкой, отсылающей к действующему законодательству, скрыт ряд вполне определенных санкций, которые могут быть применены к нарушителю требований того или иного нормативного акта. В данной статье мы остановимся на практикуемых правоохранителями вариациях с «отсылочной» ответственностью, обозначенной в документах, которые устанавливают основные правила игры в сфере налогообложения, валютных операций и операций с ЦБ. Четыре столпа «валютной» ответственности.

Основополагающим «валютным» документом до сих пор является Декрет КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» №015-93 от 19.02.1993 г. В ст. 16 этого документа говорится об административной/уголовной ответственности «согласно действующему законодательству» за нарушение определенного в декрете и других нормативных актах лицензионного порядка использования валютных ценностей «как средства платежа или в качестве залога». В данном случае, в зависимости от значимости правонарушения или преступного деяния и степени вины субъекта, имеется в виду ответственность, предусмотренная ст.ст. 162, 164-2 КоАП и ст.ст. 80, 80-1 УК Украины.
 

При этом ст. 162 КоАП Украины в виде санкции предусматривает конфискацию валютных ценностей и штраф в размере от 30 до 44 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (ННМ), т. е. от 510 до 748 грн. Такому наказанию подлежат виновные в незаконной скупке, продаже, обмене или использовании валютных ценностей в качестве средства платежа или залога, если стоимость предмета незаконной операции не превышает 18 ННМ (т. е. 306 грн.). А ст. 164-2 КоАП закрепляет ответственность за укрывательство в учете валютных и других доходов, а также - непродуктивных расходов и убытков. За указанные проступки определено наказание в виде штрафа от 8 до 15 ННМ (т. е. от 136 до 255 грн.).

 

На первый взгляд административный штраф (даже в 748 грн.) - терпимое наказание. Однако следует учитывать, что обозначенный в ст. 162 КоАП Украины проступок, совершенный в течение года после наложения админвзыскания за такое же правонарушение, считается уже преступлением. И соответственно наказывается по ч. 1 ст. 80 УК Украины (как и незаконные валютные операции, если стоимость задействованной в них валюты превышает 20 ННМ) лишением свободы на срок до 5 лет с конфискацией валютных ценностей или исправительными работами сроком до 2 лет, либо штрафом до 100 минимальных размеров заработной платы с конфискацией валютных ценностей.

 

Часть 2 ст. 80 УК предусматривает наказание за те же действия, но совершенные организованной группой или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное вышеупомянутой статьей, либо в больших размерах (т. е. если стоимость предмета этой операции превышает 100 минимальных размеров заработной платы). Наказание - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества и валютных ценностей.

 

Диспозиция ст. 80-1 УК Украины относит к преступлению «открытие или использование за пределами Украины валютных счетов предприятий, учреждений и организаций без разрешения Национального банка Украины». Санкции за совершение этого преступления представлены в виде лишения свободы на срок до 2 лет или исправительных работ на тот же срок, либо в виде штрафа в размере до 500 минимальных размеров заработной платы с конфискацией вклада и валютной выручки.

 

Хотелось бы отметить, что если первые три статьи можно назвать более или менее «работающими», то со ст. 80-1 УК Украины вышла неувязка - инкриминируют ее нечасто. При этом практикующие юристы не припомнят ни одного случая, когда действительно имела место «конфискация вклада из-за пределов Украины». Более того, по сложившейся традиции сам обладатель такого вклада оказывается по месту нахождения последнего.

 

Острые углы законодательства о ЦБ
В отличие от «валютного» декрета, Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» более или менее полно регулирует вопросы административной ответственности (ст. 13 документа) за правонарушения, связанные с ЦБ. Однако с иной ответственностью (и в частности, с уголовной) законодатель решил не мелочиться, и вновь отсылает читателя закона на этот раз к «соответствующим законодательным актам Украины».

На практике к такой «соответствующей» уголовной ответственности за нарушение законодательства о ценных бумагах относят санкции, предусмотренные в ст. 148-8 УК Украины. При этом ч. 1 этой статьи признает преступлением «выпуск (эмиссию) гражданином или должностным лицом субъекта предпринимательской деятельности ценных бумаг в форме их открытого размещения без регистрации эмиссии в установленном порядке». Виновные в таком деянии наказываются исправительными работами на срок до 2 лет или лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, или штрафом до 50 минимальных размеров заработной платы.

 

Часть 2 ст. 148-8 УК Украины предусматривает наказание за внесение заведомо недостоверной информации в документы, которые направляются для регистрации эмиссии ЦБ, а также за утверждение таких документов, при условии, что эти действия причинили материальный вред инвестору. Санкции - лишение свободы на срок до 3 лет или исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, или штраф до 100 минимальных размеров заработной платы.

 

Новые акценты в борьбе с уклонением от уплаты налогов
Пожалуй, единственной ответственностью «в соответствии с действующим законодательством», о которой осведомлен руководитель практически каждого предприятия, является ответственность по ст. 148-2 УК Украины - «Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей». И дело здесь не столько в правосознательности предпринимателей, сколько в обширной практике применения этой статьи со стороны налоговой милиции. Так, только за первое полугодие 2000 г. по ч. 2 данной статьи налоговики инициировали свыше 6300 уголовных дел.

Исходя из этого, не станем подробно рассматривать состав данного преступления, виды наказаний и «привязку» к действующим налоговым законам. Затронем аспект распространения мер, предусмотренных в ст. 148-2 УК Украины, «на будущее».

 

Речь идет о том, что, по мнению властей, данная статья применяется недостаточно активно. Об этом можно судить по положениям Указа президента №813-2000 от 22 июня 2000 г. «О дополнительных мерах по усилению борьбы с сокрытием необлагаемых доходов, а также отмыванием доходов, полученных незаконным путем». Указ прямо предписывает налоговым органам разработать и осуществить мероприятия «по налогообложению доходов, находящихся в нелегальном обороте», и «по противодействию перевода доходов в нелегальный оборот». А учитывая то, что налоговики давно говорят о необходимости принятия Закона «О контроле над расходами», можно утверждать, что ст. 148-2 УК Украины обретет «новую жизнь» в виде еще более активного применения.

Facebook

all news