Для осуществления продажи основных средств Представительством нерезидента необходимо получить разрешение на проведение такой операции. Это обусловлено тем, что основные средства фактически являются собственностью нерезидента, представительские функции которого на территории Украины осуществляет Представительство. Такое разрешение может быть предоставлено нерезидентом в произвольной форме, но лучше (по мнению аудитора) что бы оно было оформлено в виде распоряжения, приказа или доверенности.

 

Рассмотрим порядок налогообложения операции по продаже основных средств. Исходя из условий полученного запроса Представительство "ХХХ" в Украине - не является юридическим лицом и действует на основании Положения, не является субъектом предпринимательства, а существует на средства, полученные от нерезидента согласно сметы расходов.
Исходя из норм Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, а также Положения о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине в качестве плательщиков налога на прибыль, утвержденного приказом ГНАУ от 12.08.97 г. № 293, в качестве плательщиков налога на прибыль должны регистрироваться только постоянные представительства, т. е. представительства, через которые осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины.



Сложившаяся практика обязательной регистрации представительств нерезидентов приводит к тому, что при отсутствии коммерческой деятельности все представительства в налоговых органах регистрируют как плательщиков налога на прибыль.



Таким образом, представительства обязаны применять положения Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (с изменениями и дополнениями), в частности, нормы п. 13.8, в котором указано, что суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, подлежат налогообложению в общем порядке. При этом такое представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога, который осуществляет свою деятельность независимо от такого нерезидента.



Это означает, что налоговый учет продажи основных фондов представительства, отнесенных к группам 2, 3 и 4, регулируется в общем порядке пп. 8.4.4 Закона о прибыли, которым предусмотрено, что в случае выведения из эксплуатации основных фондов указанных групп в связи с их продажей балансовая стоимость групп уменьшается на сумму стоимости продажи таких основных фондов. Если сумма стоимости основных фондов равняется или превышает балансовую стоимость соответствующей группы, ее балансовая стоимость приравнивается к нулю, а сумма превышения включается в валовой доход плательщика налога соответствующего периода, но это только в том случае если основное средство (объект продажи) стоит на балансе более одного года (>365 дней).



Но здесь наличествует проблема, связанная с тем, что такие представительства в принципе не должны быть плательщиками налога на прибыль, и поэтому, как правило, не ведут налоговый учет балансовой стоимости основных фондов. Хотя, с другой стороны, после их регистрации в качестве плательщиков налога на прибыль на них, как было сказано выше, распространяются все нормы Закона о прибыли, в том числе и положения о ведении налогового учета балансовой стоимости основных фондов.



Неведение налогового учета балансовой стоимости основных фондов до момента их продажи приводит к тому, что вся стоимость продажи основных фондов должна включаться в валовой доход представительства, с которого уплачивается налог на прибыль в размере 25 %.



Так как потенциальный покупатель - СПД-физлицо не является плательщиком налога на прибыль, либо уплачивает данный налог не по ставке 25 %, то следует обратить внимание на то, что подпунктами 7.4.1 и 7.4.3 Закона о прибыли определено, что доход, полученный при продаже товаров вышеуказанному лицу, должен быть не меньше обычных цен. В связи с этим возникает вопрос: необходимо ли при продаже основных фондов упомянутым лицам определять доход исходя из обычных цен?



Существует два взгляда на этот вопрос: одни специалисты считают, что обычные цены применять не нужно, поскольку Законом о прибыли не предусмотрен механизм применения обычной цены при продаже основных фондов; другие отстаивают необходимость применить "обычноценовое" правило, поскольку основные фонды являются также товарами. По нашему мнению, обычные цены не должны применяться при продаже основных фондов, поскольку Закон о прибыли оперирует разными понятиями при определении порядка налогообложения операций по продаже основных фондов и правил определения дохода от операций со связанными лицами: в первом случае речь идет о стоимости продажи, а во втором - о доходе. Но на данный момент такой подход достаточно смелый, и при его выборе не исключаются претензии со стороны налоговых органов и необходимость отстаивать свою позицию в суде.



В случае если объем продажи основных средств (компьютеров) не будет превышать 300 000,00 грн., то данная операция не будет являться объектом обложения налогом на добавленную стоимость и для регистрации Представительства, в качестве плательщика НДС нет никаких предпосылок.



Основания для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС предусмотрены в п. 2.3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, подпункт 2.3.1 указывает на необходимость регистрации лица, осуществившего в течение последних 12 календарных месяцев операции по поставке товаров (услуг) на территории Украины на общую сумму, превышающую 300 тыс. грн.



Если исходить из того, что на момент осуществления операций по продаже основных фондов Представительство еще не осуществило в течение последних 12 календарных месяцев операции по поставке товаров на сумму, превышающую 300 тыс. грн., и предполагаемая стоимость продажи основных фондов также не превысит эту сумму, у Представительства нет необходимости регистрироваться плательщиком НДС. А это, в свою очередь, освобождает нерезидента от необходимости уплаты НДС с операций по продаже основных фондов. Данная позиция подтверждается разъяснениями представленными в письме ГНАУ от 30.12.2005 г. № 26268/7/16-1117.



Данный вывод вытекает из содержания пп. 7.2.4 и абз. 2 пп. 7.8.1 Закона об НДС. Так, согласно пп. 7.2.4 Закона об НДС право на начисление налога предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики НДС. С этим согласна и ГНАУ, которая в своем письме от 28.01.2003 г. № 1399/7/15-3317 указала, что "налоговые обязательства по НДС у плательщика налогов возникают с момента его регистрации в качестве плательщика НДС и внесения в Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость. Документом, удостоверяющим регистрацию плательщика налогов в качестве плательщика НДС, является соответствующее свидетельство, поэтому датой возникновения налогового обязательства является дата выдачи свидетельства о регистрации".



Таким образом, реализуемые основные средства (компьютеры) должны стоять на балансе Представительства больше одного года, и валовым доходом будет являться только сумма разницы между ценой реализации и балансовой (остаточной) стоимостью реализуемых основных фондов.

 

Оплата услуг, оказываемых СПД-физлицами Представительству компьютерами невозможна. Так как порядок упрощенной системы налогообложения, на которой находится СПД-физлицо не предусматривает осуществления бартерных операций.

 

Продажа запчастей компьютера, если он был куплен как единое целое, в принципе возможна, но сопряжена с дополнительным увеличением соответствующего документооборота. Такая продажа (по комплектующим) должна быть обоснована в распоряжении от нерезидента на реализацию основных фондов, для легитимизации разборки должна быть создана специальная комиссия, состав которой должен быть утвержден соответствующим приказом, факт разборки единицы основных фондов на комплектующие, должен быть оформлен актом разборки.

Facebook

все новости