С принятием изменений к налоговому кодексу в ночь на 21 декабря Парламент Украины преподнёс налогоплательщикам много сюрпризов на 2017 год. Среди прочего изменения коснулись ст. 39 НКУ в отношении трансфертного ценообразования (ТЦО).

В общем изменения можно оценить как позитивные и логичные. Но, как и в прошлом году, в некоторых вопросах сложно обойтись без разъяснений специалиста в этой сфере.  

Кратко рассмотрим все новации, среди которых есть сюрпризы приятные и не очень.

Во-первых, увеличен стоимостный критерий для признания операций контролируемыми:

- критерий годового дохода налогоплательщика увеличен втрое и должен превышать 150 млн. гривен (в сравнении с предыдущей редакцией, которая предусматривала порог 50 млн. грн.)

- критерий годового объема операций с каждым контрагентом нерезидентом увеличен вдвое и должен превышать 10 млн. грн. (в сравнении с предыдущей редакцией – 5 млн. грн.).

Данная либерализация позволит спокойнее вздохнуть малому бизнесу, который выходит на международный рынок. Ведь практика 2016 года показала, что для соблюдения требований по выявлению контролируемых операций и подаче отчетов по ТЦО мелкому бизнесу приходилось привлекать на аутсорсинг дорогостоящих специалистов либо отдельного человека в штат. Те же, кто отнесся халатно к данному вопросу, заплатили ощутимые для мелкого бизнеса штрафы за несвоевременную подачу отчетов или не включение в отчет контролируемой операции.

Во-вторых, перенесен конечный срок подачи отчета по ТЦО с 1 мая на 1 октября, что дает налогоплательщикам больше времени провести аудит на предмет выявления контролируемых операций и подготовки корректного отчета по ТЦО.

В-третьих, изменения коснулись и штрафов за нарушение законодательства по ТЦО. В частности, разграничены штрафные санкции за непредоставление отчетности по ТЦО или не включение в такую отчетность информации по всем контролируемым операциям за период и дальнейшей неподачей налогоплательщиком отчетности по ТЦО по истечению 30 дней граничного срока оплаты штрафов. Имеется в виду, что оплата штрафа за неподачу отчета или невключение контролируемой операции не освобождает налогоплательщика от обязательства подать отчет и в случае дальнейшей неподачи предусмотрена пеня в размере 5 прожиточных минимумов за каждый просроченный день.

Размеры штрафов также изменились, теперь размер штрафных санкций привязан к минимальному прожиточному минимуму, что увеличивает гривневый эквивалент по сравнению с прошлым годом.

Также рекомендуем обратить внимание на расширение списка субъектов, с которыми операции будут считаться контролируемыми. Кроме операций со связанными нерезидентами, нерезидентами-комиссионерами, и нерезидентами из списка Кабинета Министров Украины, контролируемыми будут считаться операции с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов полученных за пределами государства регистрации или не являются налоговыми резидентами государств, в которых они зарегистрированы.

Данные изменения дают почву для многих манипуляций. Наверняка изменения приведут к признанию операций с компаниями такой организационно-правовой формы как партнерства (Limited Partnership) контролируемыми. Такие структуры часто используются при организации международного бизнеса. Более того, для проверки того факта, что контрагент является налоговым резидентом страны регистрации, контролирующий орган вероятно будет требовать от налогоплательщика справку о налоговой резидентности контрагента с надлежащей легализацией Апостиль, бремя ответственности и затраты на получение которой лягут на налогоплательщика.

Кроме того, новыми изменениями уточнены требования к документации о трансфертном ценообразовании и порядок самостоятельной корректировки цены.

Очевидно, что сопровождение аудиторами хозяйственной деятельности в отчетном периоде, за который необходимо составить и подать Отчет о контролируемых операциях,  дает возможность в полном объеме идентифицировать осуществленные контролируемые операции, определить и оптимизировать методы обоснования соответствия ценообразования принципу «вытянутой руки».  Кроме того, правильные решения в этом вопросе помогут избежать применения штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Украины.

Необходимо подчеркнуть, что 2017 год несет множество изменений в правовом регулировании бизнеса, которые, кроме ТЦО, коснулись декларирования имущественного состояния и доходов, работы физических лиц – предпринимателей, размера минимальной заработной платы, оценки земель населенных пунктов, разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и многих других сфер.

One-stop Сonsultancyсегодня это главный принцип эффективного сервиса для бизнеса, который позволяет компании оптимизировать налоги, обеспечить качественный аудит и бухгалтерский учет, правое сопровождение и защиту, регистрацию и организацию международного бизнеса.

 

Read as English arcticle at Kyivpost.com

 

01133, Ukraine, Kiev, Lesi Ukrainky Blvd., 7B, suite 33

+38 044 569 1060

info@kac.com.ua

www.kac.com.ua

 

04080, Ukraine, Kiev, Yurkivska st., 28, suite 3

+38 044 502 8228 | +38 044 230 21 67

legal@kac.relc.com

law-prime.com.ua

 

Facebook

все новости