Кипр движется в сторону Европы. Не в геофизическом, конечно, смысле. Через пару лет это островное государство планирует стать полноправным членом Европейского Союза. И сменить свой статус оффшорной зоны на респектабельный имидж финансового центра европейской экономики.

 

По данным специализированных средств массовой информации, более трети мирового денежного оборота в той или иной мере связано с оффшорным бизнесом. И хотя с профессиональной точки зрения Кипр не является чистой оффшорной зоной, значительная часть спрятанных в налоговых гаванях денег приходится именно на это небольшое островное государство. Пример Украины - лучшее тому подтверждение. Крошечный Кипр сегодня является крупнейшим после США иностранным инвестором в экономику независимой Украины. Его компании уже вложили в нашу страну порядка $485,0 млн. Небывалая любовь киприотов к Украине не имеет никакого иного объяснения, как банальное возвращение через налоговую юрисдикцию острова отечественного капитала.

 

Любовь же украинских бизнесменов к Кипру, в свою очередь, имеет и веские причины, и давние корни. На территории нашего государства до сих пор действует "Соглашения... об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", подписанное в далеком 1982 году Республикой Кипр и почившим в бозе Советском Союзом. Соглашение уникально по своей сути. Оно предусматривает нулевую налоговую ставку для кипрских фирм по ряду видов хозяйственной деятельности и по пассивным доходам - дивидендам, процентам и роялти - на территории Украины. Так, например, строительный проект, осуществляемый в Украине кипрской компанией в период до одного года (который к тому же не единожды можно продлить) не является объектом налогообложения в Украине.

 

Используя привилегии упомянутого Соглашения, украинские бизнесмены перекачивают на счета кипрских компаний колоссальные финансовые средства и уже оттуда потихоньку реинвестируют их в украинскую экономику в качестве взносов в уставные фонды предприятий, в совместные проекты, в покупку акций, в кредиты... И все это без разорительных налоговых потерь.

 

Кипр был и пока еще остается интересен для наших бизнесменов и невероятно низкими ставками налогов. Всем известно, что кипрский налог на прибыль составляет всего 4,25%.

 

Есть и менее существенные причины, привлекающие отечественный капитал на Кипр: развитая финансовая система, сверхлояльность местных банков к работе со счетами оффшорных клиентов, беспроблемный въезд и пребывание на территории острова, недорогая недвижимость, развитая социальная и бизнес инфраструктура...

 

Вариант №1: Кипр в Европу - шо голый в баню
Вариант №2: Даешь киприотам статус европейцев
Вариант №3: Почти как анекдот: В Украине все хотят стать новыми русскими, а на Кипре - новыми европейскими.

 

Но вскоре устоявшаяся практика ведения бизнеса в Украине через кипрские компании, наверняка, претерпит существенное изменение. Это связано с намерением Кипра до 2004 года стать полноправным членом Европейского Союза.

 

Эта страна еще в 1972г. подписали договор об ассоциации ЕС, который стал основой проевропейских стремлений Кипра. Исходя из его норм, в 1991г был создан Совместный парламентский комитет, состоящий из членов Парламента ЕС и Палаты представителей Кипра. А в 1990г. Кипр уже официально подал заявку на вступление в ЕС. В 1993г. Комиссия ЕС пришла к заключению, что, несмотря на фактическое разделение Кипра на два государства, заявка о вступлении в Евросоюз сделана от имени народа всего острова. А по сему Кипр полностью соответствует требованиям для членства в Объединенной Европе.

 

Но не все безоблачно в стремлении Кипра присоединиться к Европе. До сих пор определенная часть из 31 требования, выдвинутых Европейским Союзом Кипру в качестве условий для вступления в Союз, так и не воплощена в жизнь. В частности, на острове так и не решена по европейским стандартам проблема охраны окружающей среды. Не дает покоя Европе и статус Кипра как самой популярной в мире оффшорной юрисдикции, с помощью которой в том числе идет и отмывании грязных денег со всего мира. Об этом напрямую заявил глава группы, ведущей переговоры по вступлению острова в Еврозону, Леопольд Маурер. Также есть опасения, что затянувшаяся дискуссия турецкой и греческой общин острова по вопросу совместного присоединения к ЕС может значительно замедлить или вообще пустить под откос процесс расширение Европейского Союза. По данным опроса, проведенного среди стран-членов ЕС, вероятность того, что Кипрский вопрос будет решен прежде, чем Кипр присоединится к Европе, составляет всего 25%. Включение же Кипра в состав Союза до урегулирования существующего вопроса, вызовет негативную реакцию со стороны Турции, опасающейся увеличения влияния Греции на острове, что еще больше ухудшит, и так натянутые отношения между Турцией и Евросоюзом.

 

Да и на самом Кипре не совсем довольны уж очень жесткими требованиями к их стране, поставленными объединенной Европой в качестве обязательных условий вступления в ЕС. Требования эти похлеще тех, что в свое время были поставлены перед нынешними членами Европейского Союза.

 

И все же вступления Кипра в Европейский Союз, по мнению европейских и кипрских политиков, состоится при любой погоде. Для решения проблем, мешающих присоединению Кипра к Европе, обеими сторонами проводится колоссальна работа. В 1998 г. турецких киприотов пригласили принять участие в делегации Кипра по присоединению к ЕС. В том же году были проведены важные переговоры по имплементации законодательства ЕС на Кипре. Комиссар по расширению Европейского Союза Гюнтер Верхойген официально подтвердил, что планы по приему Кипра в ЕС остаются в силе. Кипр уже выполнил большинство условий, выдвинутых ЕС, включая проведение налоговой реформы. В том числе ликвидацию оффшорных компаний. Комиссар подтвердил также, что решение территориальной проблемы Кипра не является причиной для отказа во вступлении Кипра в Совет Европы..

 

Киприоты кого-то напоминают своим желанием и рыбку съесть ...

Но достигнутый прогресс по вступлению Кипра в Европейский Союз является малоутешительным фактом для украинских любителей минимизировать налоги. Парламент Республики Кипр 1 июля 2002 года уже одобрил налоговую реформу в стране. С 1 января 2003 налоговое законодательство острова постепенно начнет выравниваться с общеевропейским. Больше не будет различия между местными компаниями и оффшорными Компаниями Международного Бизнеса (IBC). Налогооблагаемая прибыль всех без исключения зарегистрированных на Кипре юрлиц будет облагаться налогом по ставке - 10%. Ранее, как мы уже отмечали, она составляла 4,25%. Ставка НДС в конечном итоге увеличится с 10% до 15%.

 

Повышение ставок налогов может иметь для Кипра самые негативные последствия. Привыкшие пользоваться его юрисдикцией богатые клиенты со всего мира вряд ли захотят увеличивать отчисления со своих миллиардов в бюджет чужого и все менее полезного для их процветания государства. В результате со счетов кипрских банков может произойти резкий отток колоссальных денежных сумм. Это опасение правительству острова пытаются донести члены "Кипрской ассоциации международного бизнеса" - своеобразного объединения специалистов по оффшорам. Но официальные лица уверены, что незначительное повышение ставок налогов никак не отразится на статусе Кипра, как страны с мягким налоговым климатом, и не распугает деловых партнеров с иностранными паспортами. И все же правительство Кипра намерено перестраховаться от возможных негативных последствий повышения налоговых ставок. Решено, что на острове по-прежнему сохранится "мягкий режим" в отношении работающих под его юрисдикцией Компании Международного Бизнеса. При осуществлении ІВС хозяйственной деятельности за границей и получении доходов из зарубежных источников, они по-прежнему не будут облагаться кипрским НДС. А доход в виде дивидендов из-за границы и с самого Кипра и впредь будет полностью освобожден от налога на прибыль. Кроме того, Кипр и в дальнейшем намерен сохранить действие на своей территории договоров об избежании двойного налогообложения, подписанных чуть ли не со всеми странами мира. К тому же на Кипре, кроме оффшоров, есть еще и свободные экономические зоны (СЭЗ). И, по мнению специалистов, изменение налогового статуса кипрских классических оффшоров ни в коей мере не коснется СЭЗ. В этих зонах существует и будет сохранен ряд привлекательных налоговые преференции, позволяющих работающим в них предприятиям ввозить оборудование, сырье, материалы и комплектующие без уплаты таможенных налогов, а произведенную продукцию вывозить без уплаты экспортных пошлин. Есть в зонах и некоторое послабление в налогообложении и режиме валютного контроля.

 

И что прикажете делать бедному украинскому киприоту?

Однозначный отказ Кипра от статуса налоговой гавани и активное сотрудничество с комиссией по борьбе с отмыванием грязных денег FATF перед многими украинскими оффшоровладельцами поставило вопрос о целесообразности ухода с Кипра и вывода своих денег в иные юрисдикции. По мнению специалистов, на этот вопрос нельзя дать универсальный и подходящий для всех ответ. Все зависит от того, какие выгоды получал или хочет получать в дальнейшем собственник кипрской оффшорной компании.

 

С одной стороны, интерес отечественных бизнесменов к кипрским компаниям должен возрасти. Ведь новый статус обеспечит им защиту от дискриминационных санкций наших налоговых властей, которые иногда имеют место. Теперь же им придется исключить Кипр из своих черненьких списочков да и из черного списка Кабмина. Иметь же в качестве "зарубежного партнера" компанию из страны-члена Евросоюза гораздо выгоднее, чем работать через какие-нибудь Кайманы. Да увеличенный до 10% налог на прибыль, если приглядеться, окажется не таким уж критическим. К тому же сейчас появился неплохой шанс заработать на кипрской недвижимости. Сегодня стоимость наиболее популярных квартир и коттеджей на остове, как правило, не превышает 100.000 кипрских фунтов. К тому же на острове напрочь отсутствует налогообложение такой недвижимости. И если учесть тот факт, что к моменту вступления Кипра в объединенную Европу и налоги поменяются и недвижимость вырастет в цене, и вырастет значительно, то лучше домика в деревне может стать только домик на Кипре.

 

С другой стороны, ожидается, что повышением налоговых ставок дело на Кипре не ограничится. По условиям, выдвинутым острову Европой, Кипру придется фактически отменить режим конфиденциальности для владельцев местных компаний. Сегодня сведения о них хранятся в центральном банке Кипра, который может разглашать их только по решению суда. Но за последние четверть века ни одного подобного вердикта кипрские суды не вынесли. С 2003 года вся эта информация может стать общедоступной.

 

Так что, не позарившимся на кипрский домик украинским бизнесменам, уже сейчас стоит подумать, что делать с кипрскими добром - деньгами и компаниями. Домой вернуться или в другую оффшорную юрисдикцию податься.

 

Владимир Гаркуша,
директор Киевской аудиторской службы

 

Facebook

всi новини