Financial Instruments as Factors of Increasing Efficiency in Agricultural Business

Опубликовано: 11.11.2019

Money is the blood of the economy, said the classic. Money is the blood of all business processes, and vital organs are financial instruments that maintain the circulation of financial flows. In the context of this material, we are talking, first of all, about bank accounts and legal entities, their owners. The most indicative factors are the importance and effectiveness of such instruments in the work of an actively developing agricultural sector, especially in its export component.

With foreign supplies of Ukrainian agricultural products, domestic exporters quite often used and still use international business companies registered in countries that are optimal for specific working conditions, as well as accounts in foreign banks as their affiliated resellers. Low tax rates, stable legislation, lack of obligations to sell foreign currency and foreign exchange control, ability to accumulate funds for self-investment, protection against raiding and many other factors encourage exporters to use Swiss, Cypriot, and Hungarian companies in their trading schemes.

International initiatives to combat tax base erosion (BEPS), as well as information exchange, which Ukraine is joining, are forcing constant adjustments to export projects with the participation of international business companies. In this material, we will pay attention to topical issues of legal legalization of the mentioned financial instruments in the legislative field of Ukraine.

First of all, let’s discuss actual financial mechanisms, namely, international business companies and bank accounts. During the period of active implementation of BEPS, MLI and Compliance plans, i.e. international rules to identify and combat “erosion of the tax base and the requirement to link the location of financial instruments to the local business environment, the times of “export intermediaries” from Hong Kong with an account in a Riga bank and supplies from Odessa to Egypt are over. Foreign banks do not even consider such stories anymore.

We propose to use in this capacity companies and banks in countries that are located on the path of export transportation of Ukrainian agricultural products to end suppliers. Namely: Northern Europe – Estonia, Central Europe – Poland, Central and Southern Europe – Hungary, Africa and Asia – Turkey. If the optimal requirements for Compliance are met and there is a necessary document flow confirming the transportation of goods through these countries, local banks open accounts for such companies.

It should also be said about countries in which there are no strict requirements for Compliance, but where local banks, subject to their special requirements, open accounts for local companies. We offer our clients to look for Switzerland, Malta and England.

Separately, we should mention the recently emerged and unexpected option of opening a bank account for a non-resident company and without mandatory conditions for Compliance (!) We are talking about our good neighbor – Belarus. This option is already being resorted to by former clients of “failed” Baltic banks, as well as clients from banks where they were asked to close their accounts due to the inconsistency of Compliance.

The last option is banking payment systems. These are financial institutions with a limited banking license (without the ability to place deposits and issue loans), but the client’s due diligence procedure is the same as in a bank. By the way, the cost of payments from them is often lower than from banks. However, there is no state guarantee of payments of 100.000 euros applicable to banks. Such payment systems are popular in the Baltics, Poland, and the Czech Republic.

Finally, a very fresh (and tested by us) option – Ukraine! We are talking about opening accounts for Ukrainian companies in foreign banks and opening operational accounts for non-residents in Ukrainian banks. Depending on the tasks arising for Ukrainian agricultural exporters, either the first or the second option is used. In more detail:

Opening accounts for Ukrainian companies was possible earlier (with the condition of obtaining an individual license from the NBU), and very few people resorted to such an opportunity. But part 3 of Article 4 of the Law of Ukraine “On Currency and Currency Transactions” of February 2018 gives the right to residents of Ukraine, including legal entities, “to open accounts with foreign financial institutions and carry out foreign exchange transactions through such accounts”. As for the reporting of information about the presence of an account in a foreign bank with the SFS and about the movement of funds on such an account, the old MFI Order No. 207 of 25.12.1995 (as amended from 24.05.2017) and Resolution of the Cabinet of Ministers of Ukraine No. 419 of 28.02.2000 are in force, which regulate these issues. What does an account in a foreign bank provide for a Ukrainian exporter? Of course, the biggest bonus was the absence of the mandatory sale of 50% of the foreign exchange earnings, but now this requirement has been canceled. However:

– due diligence of Ukrainian companies in foreign banks, in fact, turned out to be more loyal than in Ukrainian ones;

– accounts are opened in international network banks, guaranteed to be reliable for Ukrainian clients and convenient for their foreign partners;

– these banks are more preferable for Ukrainian agrarian exporters from the point of view of the use of letters of credit, bank guarantees, etc.

– banks are considering the possibility of lending against the obligations of third parties for the purchase of agricultural products. If these are well-known players in the market (buyers), the interest on the loan can be quite acceptable;

– the presence of such accounts will be interesting for the formation of financial history and positive Compliance both for the Ukrainian enterprise and its beneficiaries;

– additionally, such an account is a fairly serious protection against raiding, “motivated” actions of the State Fiscal Service, “ordered” decisions of the courts and actions of the executive service.

The same Law “On Currency” provides for the right of a non-resident company to open an account with a Ukrainian bank. This refers to the current account, and not the investment and securities account. On April 4, 2019, innovations came into force in the NBU instructions on the procedure for opening and closing accounts. Before deciding to open an account for an international business company in a Ukrainian bank, you need to pay attention to two points:

– when opening an account, a non-resident needs to register with the “local regulatory authority” at the place of opening the account. A similar situation in Georgia has led to the fact that non-residents have been equated to permanent establishments in terms of tax residency over time;

– the updated instruction also suggests using a mechanism for the bank to identify the shell enterprise among non-residents to prevent the use of banks for the purpose of laundering money obtained in a criminal way, both in Ukraine and abroad. What is defined as a “shell enterprise” in the Instructions is rather vague, and the definition if an enterprise is shell or not is decided by the bank, which must do it “independently, considering risk-oriented approaches.”

The second part of this material is no less interesting from a practical point of view, namely: legalization of financial instruments (international business companies and bank accounts) in the legislative field of Ukraine. With legal entities (non-residents with accounts in Ukrainian banks and Ukrainian companies in foreign banks) it is more or less clear. A very important point is the interests of the beneficiary, resident of Ukraine (who is somehow involved in financial instruments) in the context of BEPS, MLI and information exchange.

Currently there is a war for the global privacy of everyone, in every sense (sorry for the pathos), and a bank account and “own” non-resident company are among the functions of privacy, or at least its financial side. What is actually happening: by 2025, the overwhelming number of countries will have fully accepted the BEPS, CRS and MLI rules of total tax transparency. All (!) information about a person (in the financial part) will be available and looped back from the data of the previous tax return; any income received by them in any country in the world as an individual, as a beneficial owner of businesses, and what expenses they incurred. At the same time, such factors are taken into account: a person’s tax residence, the center of their economic interests, the correlation of tax rates, leadin to them as an individual along the entire chain of their businesses. As a result, they recceive an invoice for paying taxes, taking into account all of the above. Well, rather a monthly receipt for payment from the housing office now.

The following questions have been added to the main task that our clients have been solving together with us throughout the years of our cooperation: how to build an optimal management/business ownership structure in terms of security and tax optimization;

Resolving issues of legalization of a citizen of Ukraine as a beneficiary of businesses in Ukraine and abroad. Perhaps, given the fact that businesses appeared some time ago;

Formation of the history of the beneficiary’s income.

How to structure business and income from it for citizens of Ukraine who are beneficiaries of non-resident companies for the future.

One way or another, today or tomorrow a tax resident of Ukraine will have to identify themselves as a beneficiary of a non-resident company. There are a number of options for legalizing a citizen of Ukraine as a shareholder of a foreign company:

– Contract of donation of shares;

– Purchase of shares for income received abroad (salary, sale of art objects, etc.);

– Purchase of shares of a non-resident within the framework of an e-declaration (USD 50 thousand);

– Purchase of shares of companies that are quoted on foreign financial markets.

A year earlier, there was an opportunity to buy shares from a non-resident for UAH (which was canceled by the NBU Resolution), but there are other options.

When deciding on the legalization of a citizen of Ukraine as a beneficiary, they also need to resolve the issue of the history of the funds at the expense of which they became the owner of a non-resident company.

– Many beneficiaries, having operated in business for a long time, took care of the long-declared income. These are dividends, interest on deposits, income from the purchase and sale of securities, government bonds (which, however, are already in the past). All of this may well serve as the primary source of the “history” of income;

– Income from sold real estate (taxation at 1%);

– Income from corporate rights converted from real estate, if they are not restricted by 3 years;

– Dividends received from mutual funds of 10.5%, as less costly and, for a long time, popular (the well-known “Hontareva’s scheme”);

– Income received abroad in the form of salaries, sales of IT technologies, art objects. Yes, it is expensive (18%), but this is real income earned abroad;

– Dividends received by a resident of Ukraine as a shareholder of a foreign company (9%);

– Incomes of the “remember everything” type. Debts repaid ten years ago. Good option for deputies. There are also lotteries, sports betting (Liashko’s variant);

– Legalized income as a result of the tax amnesty. Some advisers to the new president insist on it.

How to plan for the long-term income for citizens of Ukraine who are beneficiaries of non-resident companies, especially if they are beneficiaries of Ukrainian companies and issues of transfer pricing and CFCs (controlled foreign companies)? There are options: from structuring the entire business scheme (in Ukraine and abroad) with the removal of points of “doing business” and points of “personal economic and vital interests” in optimal tax jurisdictions, to a simple change of tax jurisdiction by a beneficiary. In any case, these issues are resolved purely individually, there is no general recipe.

Since 2014, our legislators have been getting close to the full implementation of the rules regarding CFCs and CRS (identification of undeclared assets and income and taxation at the level of beneficiaries). So far, Ukraine is in a favorable “suspended” state: the CFCs and CRS rules have not yet been integrated into Ukrainian legislation, there is no automatic exchange of information, there is no definition of “a place of effective management and a center of vital interests.” Such quiet “counter deoffshorization” is favorable for Ukrainian manufacturing and exporters. After all, they are at a disadvantage in comparison with foreign competitors who operate with huge financial resources, attract loans at meager interest rates, “hold” the markets for their products and do not let outsiders go there; they use invented rules such as BEPS, CRS, MLI to “eliminate unhealthy tax competition”. Under such conditions, for Ukrainian farmers, financial instruments will remain a significant factor in increasing the efficiency of their business for a long time.

Volodymyr Harkusha, CEO of K.A.C. Group

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



Позвонить Отправить Email

Финансовые инструменты как факторы повышения эффективности в агробизнесе.

Опубликовано: 11.11.2019

Деньги – кровь экономики, как говорил классик. Деньги – кровь всех бизнес-процессов, а жизненно важные органы – это финансовые инструменты, которые обслуживают циркуляцию финансовых потоков. В контексте данного материала речь идет, прежде всего, о банковских счетах и юридических лицах – их владельцах. Наиболее показательна важность и эффективность таких инструментов в работе активно развивающегося аграрного сектора, особенно в экспортной его составляющей.

При зарубежных поставках  украинской аграрной продукции, отечественные экспортеры довольно часто использовали и используют в качестве своих аффелированных торговых посредников компании международного бизнеса зарегистрированные в оптимальных для конкретных условий работы странах, а также счета в зарубежных банках. Низкие налоговые ставки, стабильное законодательство, отсутствие обязательств по продаже валюты и валютного контроля, возможность накапливать финансовые средства для самоинвестирования, защита от рейдерства и многие другие факторы стимулируют экспортеров задействовать в своих торговых схемах швейцарские, кипрские, венгерские компании.

Международные инициативы по борьбе с размыванием налоговой базы (BEPS),а также  по обмену информацией, к которым присоединяется Украина, вынуждают вносить постоянные коррективы в экспортные проекты с участием компаний международного бизнеса. В данном материале мы уделим внимание актуальным вопросам правовой легализации упомянутых  финансовых инструментов в законодательном поле Украины.

Прежде всего, собственно об актуальных финансовых механизмах, а именно – компаниях международного бизнеса и банковских счетах. В период активного внедрения планов BEPS, MLI и  Compliance, т.е. международных правил по выявлению и борьбе с «размыванием налоговой базы и требования привязки места нахождения финансовых инструментов к локальной бизнес-среде, времена «экспортных посредников» из Гонконга со счетом в рижском банке и поставками из Одессы в Египет прошли. Зарубежные банки даже не рассматривают такие истории.

Мы предлагаем использовать в этом качестве компании и банки в странах, которые находятся на пути экспортной транспортировки украинской сельхозпродукции к конечным поставщикам. А именно: Северная Европа – Эстония, Центральна Европа – Польша, Центральная и Южная Европа – Венгрия, Африка и Азия – Турция. При наличии выполнения оптимальных требований к Compliance и необходимом документообороте, подтверждающем транспортировку груза через эти страны, местные банки открывают счета таким компаниям.

Также следует сказать о странах, в которых нет жестких требования к Compliance, но местным компаниям тамошние банки, при соблюдении своих специальных требований, открывают счета. Мы предлагаем нашим клиентам Швейцарию, Мальту и Англию.

Отдельно следует упомянуть недавно возникший и неожиданный вариант открытия банковского счета нерезидентной компании и без обязательных условий к Compliance (!) Речь идет о нашем добром соседе – Беларуси. К этому варианту уже прибегают бывшие клиенты «завалившихся» прибалтийских банков, а также клиенты из банков, где их попросили закрыть счета ввиду несоответствия Compliance.

Крайний вариант – платежные банковские системы. Это финансовые учреждения с ограниченной банковской лицензией (без возможности размещать депозиты и выдавать кредиты), но процедура проверки клиента на due diligence как в банке. Кстати стоимость платежей у них зачастую ниже, чем у банков. Но отсутствует применимая к банкам государственная гарантия выплат в 100.000 евро. Такие платежные системы популярны в Прибалтике, Польше, Чехии.

И совсем свежий (и апробированный нами) вариант – Украина! Речь идет об открытии счетов украинским компаниям в зарубежных банках и открытии операционных счетов нерезидентам в украинских банках. В зависимости от возникающих у украинских агроэкспортеров задач, используется или первый, или второй вариант. По порядку:

  1. Открытие счетов украинским компаниям было возможно и ранее (с условием получения индивидуальной лицензии НБУ), и к такой возможности прибегали крайне не многие. Но часть 3 статьи 4 Закона Украины «О валюте и валютных операциях» от февраля 2018 дает право резидентам Украины в т.ч. и юрлицам «открывать счета в иностранных финансовых учреждениях и осуществлять через такие счета валютные операции». Что касается донесения информации о наличии счета в зарубежном банке в ГФС и о движении средств по такому счету, то действуют старые Приказ МФУ №207 от 25.12.1995 (с учетом изменений от 24.05.2017) и Постановление КМУ №419 от 28.02.2000, которые регулируют эти вопросы. Что дает для украинского экспортера наличие счета в зарубежном банке? Конечно же, наибольшим бонусом было отсутствие необходимости обязательной продажи 50% валютной выручки, но сейчас это требование отменено. Тем не менее:

— due diligence украинских компаний в зарубежных банках по факту оказался более лояльным чем в украинских;

— счета открываются в международных сетевых банках, гарантировано надежных для украинских клиентов и удобных для их зарубежных партнеров;

—  эти банки более предпочтительны для украинских экспортеров-аграриев с точки зрения использования аккредитивов, банковских гарантий, прочее;

— банки рассматривают возможность кредитования под обязательства третьих лиц по покупке сельхозпродукции. Если это известные игроки на рынке (покупатели), то проценты по кредиту могут быть весьма приемлемыми;

— наличие таких счетов будет интересно для формирования финансовой истории и положительного Compliance как для украинского предприятия, так и его бенефициаров;

— также такой счет есть достаточно серьезной защитой от рейдерства, «мотивированных»  действий ГФС, «заказных» решений судов и действий исполнительной службы.

  1. Тем же Законом «О валюте» предусмотрено право нерезидентной компании открыть счет в украинском банке. Имеется ввиду именно расчетный счет, а не инвестиционный и счет в ценных бумагах. А 4 апреля 2019 года вступили в силу новации в инструкцию НБУ о порядке открытия и закрытия счетов. Прежде чем решиться на открытие счета компании международного бизнеса в украинском банке, нужно обратить внимание на два момента:

— при открытии счета нерезиденту нужно зарегистрироваться в «местном контролирующем органе» по месту открытия счета. Аналогичная ситуация в Грузии привела к тому, что нерезиденты со временем были приравнены к постоянным представительствам с точки зрения налоговой резидентности;

— также обновленная инструкция предполагает задействовать механизм по выявлению банком среди нерезидентов предприятия-оболочки для  недопущения использование банков с целью отмывания денег, полученные преступным способом, как в самой Украине, так и за ее границами. Что такое «предприятие-оболочка» в Инструкции достаточно размыто и определение предприятия оболочкой или нет, возлагается на банк, который должен сделать это «самостоятельно с учетом риск-ориентированных подходов».

 

Вторая часть данного материала не менее интересна с практической точки зрения. А именно: правовая легализация финансовых инструментов (компаний международного бизнеса и банковских счетов) в законодательном поле Украины. С юридическими лицами (нерезидентами со счетами в украинских банках и украинскими компаниями в зарубежных банках) более-менее понятно. Очень важный момент – интересы бенефициара – резидента Украины (который так или иначе задействован в финансовых инструментах) в условиях BEPS, MLI и обмена информацией.

Сейчас  идет война за глобальный privacy каждого, во всех смыслах (извините за пафос), а банковский счет и «своя» нерезидентная компания – одна из функций privacy, его финансовая сторона. Что собственно происходит: к 2025 году подавляющее количество стран в полной мере примут правила тотальной налоговой прозрачности BEPS, CRS и MLI. Вся (!) информация о человеке (в финансовой части) будет  доступна, и закольцована начиная от данных предыдущей налоговой декларации; полученных любых доходах в любой стране мира как физическое лицо, как бенефициарный владелец бизнесов и какие расходы он осуществил. При этом учитываются такие факторы как: налоговая резидентность человека, центр его экономических интересов, корреляция налоговых ставок, по всей цепочке его бизнесов заканчивая им как физлицом. В результате он получает счет на уплату налогов с учетом всего вышеописанного. Ну, как ежемесячную квитанцию на оплату из ЖЭКа сейчас.

К главной задаче, которую решали наши клиенты вместе с нами на протяжении всех лет нашего сотрудничества: как строить оптимальную структуру управления/владения бизнесами с точки зрения безопасности и налоговой оптимизации добавились такие:

  1. Решение вопросов правовой легализации гражданина Украины в качестве бенефициара бизнесов в Украине и за рубежом. Возможно, с учетом того, что бизнесы появились не сегодня.
  2. Формирование истории доходов бенефициара.
  3. Как структурировать бизнес и доходы от него гражданам Украины – бенефициарам нерезидентных компаний на перспективу.

Так или иначе, сегодня или завтра налоговому резиденту Украины придется идентифицировать себя как бенефициара нерезидентной компании. Существует некоторое количество вариантов правовой легализации гражданина Украины в качестве акционера зарубежной компании:

— Договор дарения акций;

— Покупка акций за доходы, полученные за рубежом (з\п, продажа предметов искусства, пр.);

— Покупка акций нерезидента в рамках е-декларации (50 тыс. дол. США);

— Покупка акций компаний, которые котируются на зарубежных финансовых площадках.

Годом ранее была возможность покупки акций у нерезидента за гривны (отменено     Постановлением НБУ), но есть и другие варианты.

При решении вопроса легализации гражданина Украины в качестве бенефициара ему нужно решать и вопрос истории  средств, за счет которых он стал владельцем нерезидентной компании.

— Многие бенефициары, будучи не первый день в бизнесе, позаботились о давно задекларированных  доходах. Это и дивиденды, и проценты по депозитам, доходы от купли-продажи ценных бумаг, ОВГЗ (что впрочем, уже в прошлом). Все это вполне может служить первоисточником «истории» возникновения доходов;

— Доход от проданной недвижимости (налогообложение 1%);

— Доход от корпоративных прав, трансформированных из недвижимости, если не помещаются в ограничительные 3 года;

— Дивиденды, полученные от ПИФа 10,5%, как менее затратный и, давно популярный (известная «схема Гонтаревой»);

— Доходы, полученные за рубежом в виде зарплаты, продажи ай-ти технологий, предметов искусства. Да, это дорого (18%), но это реальный доход, полученный за рубежом;

— Дивиденды полученные резидентом Украины в качестве акционера зарубежной компании (9%);

— Доходы из серии «вспомнить все». Возвращенные долги, выданные десять лет тому назад. Депутатский вариант. Туда же лотереи, спортивные тотализаторы (вариант Ляшко);

— Легализованные доходы в следствии налоговой амнистии. Некоторые советники нового президента на ней настаивают.

Как  планировать на перспективу доходы гражданам Украины – бенефициарам нерезидентных компаний, особенно если они являются бенефициарами и украинских компаний и вопросы ТЦО и КИК (контролируемые иностранные компании)? Варианты есть: от структурирования всей бизнес-схемы (в Украине и за рубежом) с выносом точек «ведения бизнеса» и точек «личных экономических и жизненных интересов» в оптимальные налоговые юрисдикции, до банальной смены налоговой юрисдикции бенефициаром. В любом случае, эти вопросы решаются сугубо индивидуально, общего рецепта нет.

Еще с 2014-го года наши законодатели подбираются к полноценному внедрению правил относительно КИК и CRS (выявление незадекларированных активов и доходов и налогообложения на уровне бенефициаров).  Пока что Украина находится в выгодном «подвешенном» состоянии: правила КИК и CRS пока не интегрированы в законодательство Украины, нет автоматического обмена информацией, нет определения «места эффективного управления и центра жизненных интересов».  Такая тихая «контр деоффшоризация» на руку украинским предприятиям-производителям и экспортерам. Ведь они находятся в невыгодных условиях по сравнению с зарубежными конкурентами, которые оперируют громадными финансовыми средствами, привлекают кредиты под мизерные проценты, «держат» рынки сбыта своей продукции и не пускают туда чужаков, используют ими выдуманные правила типа BEPS, CRS, MLI для «устранения нездоровой налоговой конкуренции». В таких условиях для украинских аграриев финансовые инструменты будут еще долго оставаться существенным фактором повышения эффективности их бизнеса.

Владимир Гаркуша, CEO K.A.C. Group

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



Позвонить Отправить Email