Плюс один шаг в сторону FATF (в борьбе с отмывателями)

Опубликовано: 11.08.2020

FATF (Financial Action Task Force) — группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием средств и финансированием терроризма. Один из самых влиятельных межправительственных органов, членами которого являются 34 страны и 2 региональные организации. Цель — разработка и улучшение политики как на национальном, так и на международном уровнях в целях противодействия отмыванию средств и финансированию терроризма.

С FATF, а точнее, его Списками, у Украины уже имеется некая история отношений. Так, Украина находилась в черном списке FATF в 2002-2004 годах, затем переходила в серый список и снова оказывалась в черном, из которого окончательно была исключена 29 октября 2011 года. Последних несколько лет Украина перешла к более активным действиям по адаптированию внутреннего законодательства к стандартам FATF, дабы снова не оказаться у позорного столба, и новый закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (закон о финансовом мониторинге) один из красноречивых шагов в указанном направлении.

Высокие риски отмывания средств посредством незаконной экономической деятельности и коррупции и сейчас заводят наше государство в нижние позиции международных рейтингов. К примеру, согласно исследованиям Transparency International за 2019 год Украина заняла 126 место из 180 по показателям индекса восприятия коррупции. Часть рекомендаций Transparency International, не выполненных Украиной, касаются усиления контроля за финансированием политических партий, а также обеспечения эффективной работы реестра бенефициаров. Касательно второго пункта, помним, что в 2020 Украина перешла к активным действиям по созданию реестра бенефициаров и согласно апрельскому закону о противодействии предусмотрена обязательная подача компаниями структуры собственности, как при регистрации новых субъектов, так и действующими — в течение трех месяцев со дня утверждения специальной формы. Форма пока нормативно не утверждена, но, судя по публичным заявлениям,  в ближайшее время это должно произойти. Предприятиям следует этот момент не упустить, так как за неподачу предусмотрен штраф.

Также законом предусмотрена норма (статья 19), согласно которой до 31 января каждого года субъекты государственного финансового мониторинга, правоохранительные и судебные органы обязаны предоставлять Госфинмониторингу соответствующую отчетность за предыдущий год, на основании которой будет проводится Национальная оценка рисков в сфере борьбы с отмыванием. Порядок, как проведения оценки, так и формирования комплексной административной отчетности, были утверждены Правительством 5 августа 2020 года.

Какую же информацию указанные субъекты финмониторинга подадут по результатам 2020 года?

1.Правоохранительные органы обязаны в отчете включать информацию о:

— количестве расследованных дел и количестве лиц, в отношении которых возбуждены уголовные производства в данной сфере;

— результатах расследования уголовных правонарушений;

— количестве запросов о взаимной правовой помощи и результатах их рассмотрения;

— количестве других международных запросов;

— стоимости замороженных, арестованных или конфискованных активов.

  1. Отчетность судебных органов должна включать информацию о:

— количестве уголовных дел (производств) относительно преступлений в сфере предупреждения и противодействия, поступивших на рассмотрение суда;

— количестве рассмотренных судами уголовных дел;

— количестве лиц, осужденных за уголовные правонарушения;

— сумме штрафов, назначенных судом, и сумме примененных судом конфискаций имущества за преступления в сфере предупреждения и противодействия.

3.Отчетность субъектов государственного финансового мониторинга (Нацбанк, Минфин, Минюст, Минцифры, НКЦБФР) должна включать информацию о:

— количестве субъектов первичного финансового мониторинга, которые зарегистрированы или имеют лицензии и/или другие документы, дающие право на осуществление деятельности, с осуществлением которой у лица возникает статус субъекта первичного финансового мониторинга, в установленном законодательством порядке;

— количестве проведенных проверок субъектов первичного финансового мониторинга;

— количестве выявленных нарушений и примененных мерах воздействия.

С обобщенной комплексной административной отчетностью можно будет ознакомиться на официальном веб-сайте Госфинмониторинга до 20 февраля каждого года.

Больше

ЕШЕ

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



Позвонить Отправить Email