Украина вводит контроль криптовалют

Опубликовано: 17.06.2021

Комитет по вопросам цифровой трансформации представил Верховной Раде проект закона «О виртуальных активах» для рассмотрения во втором чтении, который позволит легализировать рынок криптовалюты в Украине и регулировать соответствующие правоотношения. Закон определяет права и обязанности участников рынка виртуальных активов и принципы государственной политики в сфере их оборота.

Противодействие отмыванию денег

Виртуальные активы, как один из механизмов перемещения ценностей, подпадают под требования соблюдения законодательства в сфере предотвращения отмывания доходов, полученных преступным путём (anti-money laundering, AML).

Законопроект «О виртуальных активах» предусматривает создание регулятора, в компетенцию которого будет входить выдача разрешений профессиональным участникам рынка, которые имеют зарегистрированное местонахождение или постоянное представительство на территории Украины, на использование виртуальных активов и контроль за осуществлением ими предпринимательской деятельности.

На них будет распространяться действие положений об AML как на субъектов первичного финансового мониторинга, среди которых – Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения».

Государственная регистрация провайдеров услуг, связанных с виртуальными активами

В настоящее время провайдеры услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, функционируют как финансовые посредники. Они работают в неопределённых правовых условиях, а потому менее подотчётны, чем банки и другие финансовые учреждения. Новый закон предусматривает формирование правоотношений с поставщиками услуг, связанных с оборотом виртуальных активов — криптокомпаниями и криптопроектами.

Чтобы пройти государственную регистрацию, такие провайдеры услуг должны раскрыть структуру собственности для возможности установки конечных бенефициаров и ввести внутренние процедуры финансового мониторинга для предотвращения отмывания денег, полученных преступным путём.

Сотрудничество Украины и FATF

Согласно определению FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), виртуальный актив — это цифровое воплощение стоимости, которое можно продавать или передавать в цифровом виде, а также использовать для платежей или инвестиционных целей. Виртуальные активы не включают цифровые воплощения бумажных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, описанных в других разделах рекомендаций FATF.

Поскольку эти активы не имеют централизованной системы контроля, регулирующим органам необходимо устанавливать прозрачные механизмы их правового регулирования. Позиция Группы заключается в том, что государствам стоит руководствоваться принципом «лучше позволить и обозначить рамки, чем полностью запретить», так как легализация виртуальных активов будет осуществляться государством. Это обеспечит выполнение международных требований в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.

Юрисдикция, не соблюдающая рекомендации FATF, будет считаться более рискованной. В долгосрочной перспективе это усложнит ведение бизнеса для криптокомпаний, которые зарегистрированы в Украине и сотрудничают с компаниями из других юрисдикций, в которых действуют более строгие правила AML.

Авторы законопроекта высказывают мнение, что его принятие положительно отобразится на долгосрочных перспективах развития криптобизнеса в Украине. Местные компании, работающие с виртуальными активами, получат полноценный доступ к банковским услугам, а банки будут предоставлять услуги по хранению таких активов и открывать счета для операций с ними. Создание правовой основы привлечёт инвесторов, что будет стимулировать ликвидность и снижать волатильность рынка виртуальных активов.

Контроль виртуальных активов в мире

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отчёте «Налогообложение виртуальной валюты: обзор налоговых условий и новых вопросов налоговой политики» (2020 г.) рекомендует авторам законов в сфере регулирования виртуальных активов убедиться в наличии следующего:

  • чёткого представления о том, как виртуальные валюты вписываются в существующую налоговую систему. Поправки к существующим нормативным положениям или даже конкретные нормативные акты для этих активов могут быть полезны для обеспечения ясности законодательной базы среди налогоплательщиков;
  • рекомендаций, касающихся основных налогооблагаемых событий и форм дохода, связанных с виртуальными валютами, особенно для их включения в налоги на прибыль, НДС и налог на имущество или налог на передачу собственности;
  • инструкций, как обращаться с другими формами криптоактивов (включая токены безопасности и служебные токены) в налоговых целях;
  • определения того, должен ли налоговый режим виртуальных валют согласовываться с налоговым режимом других видов активов;
  • возможности предоставления упрощённого налогового режима для лиц, которые не занимаются коммерческой деятельностью и получают ограниченные суммы дохода, не связанного с занятостью.

Более того, отчёт учитывает такие явления крипторынка как хардфорк, стейблкоины и цифровые валюты центробанков (CBDC). ОЭСР советует ускорить разработку новых законодательных актов для регулирования этих быстро развивающихся инструментов и, в частности, определить случаи, когда налогоплательщик считается получателем таких новых типов активов для целей налогообложения.

Предложение к Положению Европейского парламента и Совета о рынках криптоактивов и поправка к Директиве (ЕС) 2019/1937 ставит следующие цели:

  • устранение регулятивных препятствий для выпуска, торговли и последующей торговли криптоактивами, которые квалифицируются как финансовые инструменты;
  • увеличение источников финансирования для компаний за счёт увеличения количества первичных предложений коинов и токенов ценных бумаг;
  • ограничение рисков мошенничества и незаконных действий на рынках криптоактивов;
  • предоставление потребителям и инвесторам из ЕС доступа к новым инвестиционным возможностям или новым типам платёжных инструментов, в частности, для международных операций.

Новые механизмы контроля планируют вводить и США: Конгресс должен предоставить Службе внутренних доходов страны полномочия для сбора данных об операциях с криптовалютами компаний на сумму от 10 тысяч долларов. По словам главы Службы Чарльза Реттига, операции с криптовалютой стали выпадать из поля зрения налоговиков и зачастую становятся способом уклонения от уплаты налогов.

Документ Министерства финансов США «План Программы по соблюдению налоговых требований американскими семьями» гласит следующее: «Несмотря на то, что сегодня они составляют относительно небольшую часть дохода от бизнеса, транзакции с криптовалютой, вероятно, станут более важными в следующем десятилетии, учитывая наличие широко охватывающего режима отчётности о финансовых счетах. В контексте этого нового режима будут охвачены счета для криптовалют и обмена криптоактивов, а также учётные записи платёжных сервисов, которые принимают криптовалюты».

Источники:

https://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69110

https://www.oecd.org/tax/tax-policy/taxing-virtual-currencies-an-overview-of-tax-treatments-and-emerging-tax-policy-issues.pdf

https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A52020PC0593

https://home.treasury.gov/system/files/136/The-American-Families-Plan-Tax-Compliance-Agenda.pdf

Читайте далее:

Как банкиры вычисляют среди своих клиентов отмывателей грязных денег

Плюс один шаг в сторону FATF (в борьбе с отмывателями)

 

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



Позвонить Отправить Email