Финансовая разведка по-новому
Уже завтра, 28 апреля, вступает в силу новый закон о финансовом мониторинге под длинным и уже привычно устрашающим названием «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового поражения».
Для рядового гражданина такое название не несет отсылки к собственным делам, если только он не прячет под кроватью суперзлодейский костюм и пульт от бомбы замедленного действия. Однако, положения закона распространяются на финансовую деятельность значительно большего количества граждан, чем может показаться на первый взгляд. К примеру, в список субьектов первичного финансового мониторинга внесены также операторы почтовой связи, и таким образом, если вы являетесь активным пользователем услуг Новой почты, при определенных условиях, в отношении вас Новая почта, как субьект финмониторинга, будет обязана проводить соответствующий сбор информации с ее последующим анализом и в оговоренных случаях – передачей этой информации «куда надо». Итак, рассмотрим детальней, кто, в каких случаях и каким образом будет отслеживать вашу финансовую активность и какие действия за этим могут последовать.
Первичный финансовый мониторинг обязаны проводить:
- Банки, страховые компании, ломбарды, и другие финансовые учреждения;
- Платежные организации, участники и члены платежных систем;
- Товарные и прочие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
- Профессиональные участники рынка ценных бумаг (кроме лиц, торгующих на фондовом рынке)
- Операторы почтовой связи, учреждения, предоставляющие услуги по переводу средств и осуществления валютных операций ( к примеру Western Union)
- Филиалы и представительства иностранных компаний, представляющие финансовые услуги в Украине;
- Поставщики услуг, связанные с оборотом виртуальных активов
- Юридические лица, оказывающие отдельные финансовые услуги ( не будучи финансовыми учреждениями)
- Аудиторы, бухгалтеры, налоговые консультанты, адвокаты, нотариусы, юридические фирмы, компании, которые предоставляют услуги по созданию и управлению юридическими лицами, риелторы, субъекты хозяйствования, которые осуществляют продажу за наличные драгоценных металлов и камней а также изделий из них (ювелиры). Важно заметить, что на лиц, которые осуществляют такую деятельность на основе трудовых правоотношений, такое требование не распространяется, то есть инхаус юрист или бухгалтер в штате не обязан передавать информацию о финансовых операциях работодателя отечественной финразведке.
Когда указанные субъекты обязаны проводить надлежащую проверку клиентов?
— В случае установления деловых отношений. Однако проверка необязательна, если речь идет об участии в лотерее, если ставка игрока не превышает суммы 5 тыс. Грн или заключения договора страхования, согласно которому не предусмотрено выплату страховой выплаты в случае, если застрахованное лицо доживает до возраста, определенного договором, где общий страховой платеж не превышает 27 тыс. грн.
— Наличия подозрений ( не зависимо от суммы финансовой операции, в таком случае субъект обязан срочно сообщить в специально уполномоченный орган и подать документы, на основе которых такие подозрения возникли)
— Осуществления переводов (международных в том числе) без открытия счета на сумму 30 тыс. грн. и более
— Проведения финансовой операции с виртуальными активами на сумму 30 000 грн. и более
— Возникновения сомнений в достоверности и полноте идентификационных данных клиента;
— Проведения разовой операции без установления деловых отношений на сумму 400 тыс. грн и более (30 тыс грн и более, если речь идет о лотерее). О таких операциях банк, или другой субъект финмониторинга, обязан в течение 5 дней доложить в государственные органы.
Причем, в случае если эта сумма будет раздроблена на несколько транзакций – такие операции могут быть признаны связанными и без проверки также не обойдется.
Кроме того, субъекты обязаны сохранять документы в течение 5 лет после прекращения деловых отношений с клиентом, в частности, в отношении проведения надлежащей проверки клиентов и даже лиц, которым было отказано в установлении деловых отношений и проведении финансовых операций – всю документацию, включая корреспонденцию.
Также нужно заметить, что одним из принципов указанного закона является освобождение от ответственности за вред, причиненный в связи с проведением финансового мониторинга лицами, которые обязаны его проводить. Из чего следует, что если ваша финансовая операция будет заморожена из-за подозрений, возникших во время проведения проверки, к примеру, банком, и это нанесет ущерб вашей хозяйственной деятельности, компенсировать такой ущерб путем инициирования судебного иска к банку весьма маловероятно, так что основная рекомендация – это изначально критично оценить планируемые финансовые операции, посмотреть заявленные суммы на соответствие пороговым показателям и подготовить пакет документов в защиту их законного характера и быть готовым доказывать прозрачность происхождения средств.
В частности, одним из основным принципов предупреждения и противодействия отмывания доходов, есть принцип приоритета мер предупреждения над мерами противодействия – что призывает субьектов мониторинга тщательней присматривать за финансовой активностью клиентов и внимательней анализировать сведенья о них.