Налоговая амнистия в цифрах и деталях

Опубликовано: 07.07.2021

Рада одобрила принятый ранее за основу и несколько доработанный закон о налоговой амнистии.

Основная идея налоговой амнистии — это одноразовое добровольное декларирование тех активов и средств, которые были получены в прошлом без уплаты налогов в Украине и/или с нарушениями валютного законодательства. Подав такую ​​декларацию и выполнив определённые требования, лицо уплачивает сбор в бюджет и освобождается от ответственности за неподачу декларации и неуплату налоговых обязательств в прошлые периоды, что теоретически должно способствовать крепкому сну такого декларанта и снижать уровень тревожности.

Кроме однозначно положительных психологических факторов, в теории, подача одноразовой декларации имеет важный прагматический аспект для того, кто всесторонне планирует будущее распоряжение своими активами. Мир меняется: банковская тайна приобретает всё более условное значение, финансовый мониторинг активно функционирует в большинстве стран, а количество юрисдикций, принимающих участие в международном обмене финансовой информацией, растёт. Любое финансовое учреждение и даже бухгалтер, к которому вы обращаетесь за консультацией, обязаны проверить и исследовать происхождение ваших средств. В таких условиях, в соответствии с основной идеей инициаторов законопроекта, воспользовавшись правом однократного декларирования, вы упрощаете в дальнейшем себе распоряжение такими активами — такое как размещение средств на депозитных счетах, осуществление инвестирования или покупку объекта недвижимости.

Анализируем основные положения проведения налоговой амнистии, какие активы возможно легализовать и при каких условиях, а также окончательные изменения в исходном законопроекте.

Когда?

Срок для подачи одноразовых деклараций изменён: новый срок — с 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022 года.

Срок уплаты спецсбора — 30 календарных дней с момента подачи добровольной декларации.

Кто может воспользоваться добровольным декларированием?

Лица, являющиеся налоговыми резидентами Украины или которые были налоговыми резидентами Украины на момент приобретения ранее незадекларированных активов/доходов, и должны были заплатить определённые налоговые обязательства, но по тем или иным причинам этого не сделали.

Не могут быть декларантами малолетние и несовершеннолетние лица, находящиеся на полном содержании, а также ограниченно дееспособные и недееспособные лица.

Отдельной категорией, которая не имеет права на это декларирование, является PEP (Politically Exposed Persons – политически значимые лица). К этой категории отнесены лица, которые подавали или должны были подавать декларации в соответствии с требованиями законодательства о предотвращении коррупции за любой год, начиная с 1 января 2005 года.

Исключение: лица, которые подали декларацию для прохождения конкурса на выбранную должность, однако в дальнейшем этот конкурс не прошли или не были назначены на должность.

Какие условия предлагаются?

  1. По наименьшей ставке 2,5% возможно задекларировать средства, размещённые в облигации внутреннего государственного займа в период с 01.09.2021 по 31.08.2022 до подачи декларации. Относительно таких облигаций также существует условие — срок обращения более 365 дней без права досрочного погашения.
  2. По ставке в 5% возможно задекларировать средства или банковские металлы, при условии их размещения в банках Украиныю Данная ставка применяется к другим активам, которые зарегистрированы в Украине, а также праву денежного требования к резиденту Украины. В качестве альтернативы налогоплательщик может выбрать ставку 6% с уплатой налогового обязательства тремя равными частями ежегодно.
  3. Ставка 9% применяется к валюте, размещённой на зарубежных банковских счетах, другим активам, находящимся за рубежом, и праву денежного требования к нерезидентам.

Утверждённым законопроектом также предоставлена ​​возможность декларанту воспользоваться вариантом «рассрочки» — добровольно увеличить ставку на один процент (в случае с базовой ставкой 2.5% увеличить её до 3%), и вместо этого оплатить обязательства не одним платежом в течение 30 дней с момента подачи декларации, а тремя равными платежами в течение трёх лет.

Рассмотрим на практическом примере: если у вас цель задекларировать $50.000.000, хранящиеся в зарубежном банке, без перевода средств в украинские банки, одноразовый сбор в бюджет составит $4.500.000. При размещении средств в украинском банке сбор составит $2.500.000, а при переведении аналогичной суммы средств в облигации внутреннего займа — $1.250.000.  Однако кроме объективного ценового критерия, стоит исследовать также гарантии и риски каждого отдельного случая.

В частности, стоит обратить внимание на положение, согласно которому при размещении средств на банковских спецсчетах в целях добровольного декларирования, банк принимает меры по установлению источников происхождения этих активов в случаях, предусмотренных законодательством в сфере финансового мониторинга, после зачисления их на специальный счёт декларанта.

Одним из аспектов уязвимости в дискуссиях о проведении амнистии капиталов всегда был вопрос коррупционных рисков — не предоставит ли таким образом данная опция возможность недобросовестным чиновникам задекларировать коррупционные средства. На этот счёт в проекте предусмотрен прямой запрет подавать декларацию всем лицам, которые обязаны были в любой год в период с 01.01.2005 подавать декларации в соответствии с антикоррупционным законодательством. Однако те лица, которые не были назначены или избраны на соответствующие должности, а подавали их только при прохождении конкурсных процедур, спецдекларацией воспользоваться могут.

Согласно проекту, наличные средства не могут декларироваться, и на практике это означает невозможность «предварительно» задекларировать средства, что также ранее можно было отнести к коррупционным рискам.

Какие активы освобождены от подачи специальной декларации?

1) недвижимое имущество в Украине в соответствии с государственными реестрами:

  • квартиры — до 120 кв. м (совокупно) или имущественные права на такую ​​квартиру;
  • жилой дом до 240 кв. м (или дома совокупно такой площади) или его незавершённое строительство, при условии права собственности на земельный участок;
  • нежилая недвижимость (в том числе незавершённая) некоммерческого назначения площадью 60 кв. м;
  • земельные участки в пределах нормативов бесплатной приватизации;

2) одно транспортное средство, которое содержится в реестре (однако спорткары или автобусы сюда не относятся — установлены исключения: ТС, предназначенные для перевозки 10 человек и более или ТС с объёмом двигателя более 3000 куб. см, или средняя рыночная стоимость которого превышает 400 тыс. грн, мотоцикл — 800 куб. см, самолёт, вертолёт, яхта, катер — всё это в противном случае подлежит декларированию (пока добровольному);

3) другие активы суммарной стоимостью не более 400 тыс. грн.

Что же фактически означает такое освобождение от подачи спецдекларации?

На определённые мысли может натолкнуть такой пункт принятого законопроекта:

«Лица, которые имеют право в соответствии с этим подразделом воспользоваться правом на однократное (специальное) добровольное декларирование и не воспользовались таким правом, считаются такими, что сообщили контролирующему органу об отсутствии в собственности по состоянию на дату завершения периода проведения однократного (специального) добровольного декларирования активов физического лица, полученных (приобретённых) за счет доходов, с которых не уплачены или уплачены не в полном объёме налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством на момент начисления (получения) таких доходов, и/или состав и объём таких активов находится в пределах, определённых пунктом 10, то есть — описанным выше перечнем».

Итак, амнистии капиталов быть. Такой инструмент запускался в ряде стран, и, учитывая их опыт, важно взвешенно подойти к его воплощению, учитывая возможные риски и гарантии.

Источник:

Читайте далее:

Как исполнители взыскивают долги по новым правилам

Налоговая амнистия: сдаваться или нет

 

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



Позвонить Отправить Email