ОЭСР публикует Модельные правила введения минимального глобального налога

Опубликовано: 11.01.2022

Модельные правила второго компонента (также называемые «Правилами глобальной борьбы с размыванием базы налогообложения» или «GloBE»), выпущенные 20 декабря 2021 года, являются частью двухкомпонентного решения для решения налоговых проблем, связанных с цифровизацией экономики. Этот компонент был одобрен 137 юрисдикциями-членами Инклюзивной структуры ОЭСР/G20 по BEPS в октябре 2021 года.

Эти Модельные правила предназначены для обеспечения того, чтобы крупные многонациональные предприятия (МНП) с пороговым уровнем совокупного финансового дохода в 750 миллионов евро уплачивали минимум 15% налога на доход, возникающий в каждой юрисдикции, в которой они работают (ранее такое требование об оплате существовало только для штаб-квартир этих предприятий). Они представляют собой образец, который юрисдикция может перенести во внутреннее право.

Цели документа:

̶  сформулировать определение МНП, обязанных платить минимальный налог;

̶  разработать механизм для расчёта эффективной налоговой ставки МНП и дополнительного налога, подлежащего уплате на юрисдикционной основе;

̶  взимать дополнительный налог с члена группы МНП в согласованном порядке.

Обзор

Модельные правила второго компонента состоят из 10 глав. В главе 1 рассматриваются вопросы объёма действия документа; главы 2-5 содержат основные оперативные правила; глава 6 посвящена слияниям и поглощениям; глава 7 касается налогового нейтралитета и существующих режимов распределения налогов; глава 8 посвящена управлению; в главе 9 приведены правила перехода, а в главе 10  ̶  определения.

Модельные правила были разработаны таким образом, чтобы охватить широкий спектр налоговых систем и разрешить вопросы налоговой консолидации, распределения доходов, правил классификации предприятий, а также механизмов для конкретных деловых структур, таких как совместные предприятия и доли дочерних компаний. В связи с такой конкретной подборкой определённые положения Модельных правил второго компонента не будут применяться ко всем юрисдикциям или каждому отдельному многонациональному предприятию.

Правила предусматривают возможность для юрисдикций вводить свой собственный внутренний минимальный дополнительный налог на основе механизма GloBE, сохраняя при этом основное право юрисдикции на налогообложение в отношении своего собственного дохода.

Авторы документа дополнительно проанализируют, как внедрить условия, при которых режим глобального нематериального дохода с низким налогообложением (GILTI) в США (категория дохода, получаемого за границей иностранными корпорациями, контролируемыми США, и на который распространяется особый режим в соответствии с налоговым законодательством США) будет сосуществовать с правилами GloBE, чтобы один режим не получал преференций по сравнению с другим.

Требования к налогоплательщикам

Налогоплательщики, которые не имеют иностранного присутствия либо имеют консолидированные доходы менее 750 миллионов евро, не подпадают под действие Модельных правил. Кроме того, Модельные правила второго компонента не применяются к государственным учреждениям, международным организациям и некоммерческим организациям. Они также не применимы к организациям, которые соответствуют определению пенсионного, инвестиционного фонда или фонда недвижимости.

Налогоплательщики, подпадающие под действие Правил, рассчитывают свою эффективную налоговую ставку для каждой юрисдикции, в которой они работают, и платят дополнительный налог в размере разницы между их эффективной налоговой ставкой для каждой юрисдикции и минимальной ставкой 15%. Любой полученный в результате дополнительный налог обычно взимается в юрисдикции конечной материнской компании МНП.

Расчёт эффективной налоговой ставки и дополнительного налога

Доход рассчитывается на основе финансовых счетов, которые составляют базу, одобренную во всех юрисдикциях. Затем рассчитывается налог, относящийся к этому доходу. Он включает налоги на прибыль, но не включает налоги, не связанные с доходом, такие как косвенные налоги, налоги на заработную плату и имущество. Предусмотрены положения о включении подоходного налога, который взимается в качестве налога у источника выплаты или после применения режима контролируемой иностранной компании (КИК) (который начисляется юридическому лицу, получившему доход).

После расчёта эффективной налоговой ставки (налог делится на доход и суммируется для каждой юрисдикции) устанавливается сумма причитающегося дополнительного налога. Это разница между минимальной ставкой 15% и эффективной налоговой ставкой в ​​юрисдикции.

Следующие шаги

Как указано в предисловии к документу, предполагается, что члены Инклюзивной структуры ОЭСР/G20 начнут вводить новые правила во внутреннее законодательство в 2022 году, и они вступят в полную силу к 2023 году.

 

Источники:

Краткое изложение Модельных правил второго компонента

Полный текст Модельных правил второго компонента

Читайте далее:

G20 подписала соглашение о минимальной глобальной налоговой ставке

ОЭСР предоставила обзор последних изменений в реализации обмена налоговой информацией в более чем 100 юрисдикциях

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



    Позвонить Отправить Email