Опубликованы обновлённые рекомендации по мониторингу виртуальных активов и поставщиков услуг виртуальных активов

Опубликовано: 11.11.2021

В октябре 2021 года Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) обновила своё Руководство 2019 года по подходу к виртуальным активам (ВА) и поставщикам услуг виртуальных активов (ПУВА), которое выступает основным инструментом, созданным FATF для мониторинга виртуальных активов и сектора их провайдеров.

FATF запрашивает страны оценить и смягчить риски, связанные с финансовой деятельностью и поставщиками виртуальных активов, а также лицензировать или зарегистрировать поставщиков соответствующих услуг через национальные органы власти. ПУВА подпадают под действие тех же мер FATF, которые применяются к финансовым учреждениям.

Рекомендации FATF по борьбе с рисками в сфере виртуальных активов

После обсуждений, состоявшихся в первой половине 2021 года, обновлённая версия документа теперь содержит более подробные пояснения и примеры включения стандартов FATF в применение виртуальных активов и работу ПУВА. Руководство состоит из шести частей, касающихся следующих вопросов:

В первой части представлены выводы отчёта FATF за 2020 год о показателях виртуальных активов и втором Годовом обзоре пересмотренных стандартов FATF по ВА и ПУВА. Обращается внимание, что цифровые валюты центрального банка не считаются ВА, но стандарты FATF, тем не менее, распространяются на них таким образом, как если бы они были фиатной валютой. Ко всем разновидностям ПУВА, независимо от их бизнес-модели, регуляторные органы и нормативные акты должны применять одинаковый подход.

Вторая часть описывает стейблкойны с точки зрения связанных с ними рисков отмывания средств и финансирования терроризма. Руководство подчёркивает важность оценки таких рисков в связи со стейблкоинами перед их запуском, в процессе применения и в перспективе использования в будущем. Кроме того, FATF определяет риски, связанные с транзакциями между физическими лицами (P2P), которые являются операциями по ВА, не привлекающими обязанных субъектов.

Третья часть сосредотачивается на мерах, которые страны могут принять для преодоления рисков P2P-транзакций. Дополнительно рассматривается вопрос определения и внедрения лицензирования/регистрации. Руководство более чётко толкует правила контроля переводов криптовалют, включая определение платы за транзакцию, и описывает, как правило контроля применяется к определённым транзакциям в случае автоматического возмещения.

Четвёртая часть описывает применение Стандартов FATF к ПУА и другим обязанным субъектам, осуществляющим деятельность в сфере ВА согласно принятому FATF определению ВА/ПУВА. Этот обновлённый раздел теперь объясняет следующие вопросы:

  • банковские и другие подобные отношения с ПУВА;
  • технологические решения, позволяющие ПУВА соблюдать правила контроля переводов криптовалют;
  • идентификация и комплексная проверка контрагента ПУВА;
  • переводы ВА на/из неавтономных кошельков;
  • ключевые сигналы тревоги во время мониторинга ВА.

В пятой части приведены примеры подхода к ВА/ПУВА на основе оценки риска, используемого разными странами.

Шестая часть – это новый раздел Руководства, раскрывающий принципы FATF по обмену информацией и сотрудничеству между органами, осуществляющими надзор над ПУВА.

Годовой обзор

FATF также публикует «Годовой обзор пересмотренных стандартов FATF по виртуальным активам и поставщикам услуг виртуальных активов», в котором она оценивает процессы, происходящие в результате увеличения сектора ВА. Основными проблемами, которые организация определяет с точки зрения рисков отмывания средств и финансирования терроризма, являются растущий уровень использования виртуальных активов для получения платежей через программы-вымогатели, а также для отмывания доходов, полученных от мошенничества; неравномерное глобальное внедрение стандартов FATF; ПУВА, не соблюдающие или недостаточно соблюдающие регулятивные положения, и инструменты и методы для повышения анонимности.

Проблемы налогообложения виртуальных активов в мире

ОЭСР

Общий подход к вопросу описан ОЭСР в публикации «Налогообложение виртуальных валют: обзор налоговых режимов и новых проблем налоговой политики» (2020). Организация даёт следующие рекомендации по улучшению налогового контроля:

  • Чётко разработанные, регулярно обновляемые законодательные акты для налогового режима криптоактивов и виртуальных валют, что согласуется с налоговым режимом других видов активов;
  • Улучшенная комплексная оценка: введение упрощённых правил оценки и пороговых значений освобождения от налогообложения для мелких бизнесов и бизнесов с нерегулярным доходом;
  • Разработка соответствующих налоговых норм в ответ на быстрое развитие технологических разработок, таких как стейблкоины, цифровые валюты Центрального банка, метод «подтверждения доли владения» и децентрализованное финансирование.

ООН

В итоговом документе заседания Комитета экспертов по международному сотрудничеству в налоговых вопросах (входящего в состав Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН) за октябрь 2021 г. сказано: «в зависимости от внутренней налоговой среды, криптоактивы требуют ответа в виде налоговой политики в сферах налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество, а также налога на богатство и наследство. По мере роста их актуальности криптоактивы также могут влиять на международное налоговое сотрудничество в вопросе того, каким должен быть соответствующий режим по договорам об избежании двойного налогообложения и для целей трансфертного ценообразования». Комитет пришёл к выводу, что вопрос налогообложения ВА комплексный, поскольку эксперты должны иметь дело со следующим:

  • определение налогооблагаемого события для виртуального актива;
  • «форк-коины» (понятия, когда один токен разделен на несколько) усложняют определение их как налогооблагаемого события;
  • оценка криптоактивов из-за их нестабильности, чтовлияет на установление налоговых последствий в случае налогов на прибыль, налогов на добавленную стоимость и налогов на имущество;
  • документированиекриптоактивов и определение их стоимости для целей налогообложения.

Контроль виртуальных активов в Украине

 

Закон «О виртуальных активах»

8 сентября Украина приняла во втором чтении Закон №3637 «О виртуальных активах». Он определяет область применения ВА, их правовой режим, участников рынка, их права и обязанности, услуги обмена.

Представлены общие принципы государственного регулирования оборота ВА и органы, осуществляющие государственное регулирование в этой сфере. В частности, определены регуляторные роли Национального банка Украины и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Ещё один важный аспект – введение Государственного реестра поставщиков услуг по обращению виртуальных активов.

Тем не менее, Закон требует дополнительной доработки после того, как он был направлен на подпись Президенту. После получения ряда предложений проект проходит стадию модификации. Разделы, в которые предложено внести изменения, касаются государственных регуляторов ВА (в частности, Национального банка и Национальной комиссии).

Поправки в Налоговый кодекс

Другой законопроект в сфере цифровых активов, находящийся на рассмотрении Верховной Рады – «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно стимулирования развития цифровой экономики в Украине» (№ 5376). В результате последнего рассмотрения в него были внесены следующие изменения:

  • Задекларированные предварительно налоговые ставки (НДФЛ для специалистов в размере 5%, ЕСВ – 22% от минимальной зарплаты) были сохранены. Относительно корпоративных налогов можно выбирать между опциями 9% налога на выведенный капитал или 18% налога на прибыль.
  • Установлен переходный период по ограничению на работу с плательщиками единого налога: с 2024 года такие расходы не должны превышать 50%, а с 2025 года – 20%. Компании, которые остаются на общих системах налогообложения и ежегодный оборот которых не превышает 40 миллионов грн, могут работать с ФЛП без ограничений.
  • Гарантирована неизменность налоговых условий на 25 лет.
  • Если специалист получает более 240 тысяч евро в год, весь доход выше этого лимита облагается дополнительными 18% НДФЛ.

 

Источники:

https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/Quick-guide-RBA-VA-VASPS.pdf

https://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/recommendations/Second-12-Month-Review-Revised-FATF-Standards-Virtual-Assets-VASPS.pdf

https://www.oecd.org/tax/tax-policy/taxing-virtual-currencies-an-overview-of-tax-treatments-and-emerging-tax-policy-issues.pdf

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69110

http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=71663

Читайте далее:

Пересмотрена Рекомендация ФАТФ по информации о бенефициарном владении https://kac.com.ua/ru/novosti/peresmotrena-rekomendatsiya-fatf-po-informatsii-o-benefitsiarnom-vladenii/

Украина вводит контроль криптовалют https://kac.com.ua/ru/novosti/ukraina-vvodit-kontrol-kriptovalyut/

Будьте в курсе свежих новостей и событий!



Позвонить Отправить Email